«Комсомольская» романтика для поколения Z, или Чем завлечь будущих инженеров

Иногда в решении современных задач неожиданно помогают забытые инструменты из прошлого. Если «стряхнуть с них пыль», оказывается, что они отлично работают. Компания АО «ТЭК Мосэнерго» остро нуждалась в молодых инженерах-проектировщиках и привлекла их — нет, не стажировкой в инженерных отделах, а летней практикой в стройотрядах. Рассказываем про их опыт.

АО «ТЭК Мосэнерго» — одна из крупнейших в России инжиниринговых компаний, которая проектирует и строит тепловые, гидротехнические и атомные генерации, объекты электросетевого хозяйства. По основному виду деятельности понятно, как важны для компании инженеры-проектировщики. Причем узкопрофильные. Но в какой-то момент инженерная профессия стала терять престиж, и у компании начались трудности с кадровым резервом. Выход удалось найти там, где не ждали.

Проблема: проектировщиком быть не модно

В 90-е и 2000-е годы профессия проектировщика стала менее престижной. С упадком промышленности в России проектные институты лишились кадрового резерва — студенты не собирались работать ни инженерами, ни строителями. С этой проблемой столкнулась «ТЭК Мосэнерго» и, в частности, АО «Институт Теплоэлектропроект» — дочерняя компания «ТЭК Мосэнерго».

Строительство в энергетике требует квалифицированных специалистов с опытом реализации подобных проектов. Но таких кандидатов на кадровом рынке очень мало.

Опытные специалисты и в институте, и в компании оставались, но их средний возраст превышал 48 лет. Рано или поздно они покинули бы институт, а кем их заменять? И дело не только в этом — в обновлении нуждались технологии работы, нужно было переходить на автоматизацию процессов, внедрять новое программное обеспечение. Всё это проще сделать, когда в коллективе много молодежи. Выпускники профильных вузов в «Теплоэлектропроект» приходили, но не задерживались дольше чем на пару лет. Они не успевали даже набраться опыта, чтобы начать работать на нужном уровне.

Случайное решение: практика в формате стройотрядов

Задача стояла такая: снизить средний возраст сотрудников АО «ТЭК Мосэнерго» и проектного института с 48 хотя бы до 40 лет и готовить по 20 квалифицированных специалистов в год.

Когда нужно омолодить коллектив, решение очевидно — взаимодействие с профильными вузами, чтобы привлекать будущих сотрудников заранее. Самое сложное в таких историях — заинтересовать целевую аудиторию, чем-то привлечь. Но летом 2017 года с этим помог случай.

Планировался пуск Якутской ГРЭС-2, и в «ТЭК Мосэнерго» пришло письмо от Московского государственного строительного университета с предложением принять на лето на строительный объект в Якутии студентов из стройотряда университета. Опытные строители и инженеры сначала скептически отнеслись к идее: чего ожидать от молодых людей без опыта и без малейшего представления о строительстве энергетических объектов? Да и вообще трудно себе вообразить такое сочетание: поколение Z, которое выросло в тепличных условиях, не расстается с гаджетами, — и вдруг в стройотряде, как когда-то их дедушки и бабушки.

И все-таки решили попробовать. На стройке действительно требовалась помощь: сроки поджимали, а работы оставались несложные — там отмыть, там подкрасить, здесь оштукатурить. Так студентов приняли на лето. И не пожалели: молодые строители и с работой справились без проблем, и прониклись симпатией к внутренней культуре «ТЭК Мосэнерго» — процессам, отношению к людям, организации работы. В немалой степени этому способствовала особенная, душевная романтика строек, жизнь вдали от столицы. Для современного поколения студентов это стало настоящим приключением.А симпатия — первый шаг к желанию вернуться в компанию после окончания учебы, уже в новом качестве.

После сдачи Якутской ГРЭС-2 многие ребята продолжили работать — участвовали в строительстве Сахалинской ГРЭС-2 и других объектов.

Современные стройотряды — что за явление?

Стройотряды — традиция Московского государственного строительного университета и других строительных вузов, на время забытая, а теперь снова возрождающаяся. За этим движением стоит целая идеология. В чем-то это похоже на духоподъемную идеологию больших советских строек, если взять оттуда только хорошее — все трудятся на благо важного общего дела и поддерживают друг друга.

Отбором студентов в стройотряды занимается вуз. В истории с «ТЭК Мосэнерго» это МГСУ. Участие, разумеется, по желанию, но по результатам конкурса — всех подряд не берут, люди на стройках нужны надежные и с пониманием, что их ждет далеко не курорт. Студенты воспринимают эту летнюю практику не как повинность, а как нечто увлекательное, как награду. Например, в 2017 году на одно место в стройотряде претендовали три человека.

Как рассказала заместитель генерального директора по персоналу, организационному развитию и системе менеджмента качества Марина Балябина, ребята, собиравшиеся на стройку ГРЭС-2 в Якутию летом 2017 года, поначалу побаивались. А потом были приятно удивлены отношением, заботой, организованными для них бытовыми условиями. Им понравилось наблюдать собственными глазами, как происходит производственное планирование на стройке, как выглядят процессы поставки оборудования и материалов.

После первого опыта сработало сарафанное радио — те, кто съездил в Якутию, стали рассказывать о летней практике друзьям, и уже следующим летом желающих оказалось гораздо больше.

В 2018 году студентов пригласили на стройку Сахалинской ГРЭС-2. Для московских ребят Сахалин — настоящая экзотика. При иных обстоятельствах они, возможно, никогда не побывали бы в этих краях.

Помимо экзотики, приключений и уникальной атмосферы, студенты мотивированы и материально.

«Конечно, ребята ценят уникальный опыт, который они получают на стройках, но без хорошей заработной платы от движения останется, наверное, небольшое число энтузиастов. Студентам оплачивают дорогу до объекта, проживание и питание, платят зарплату, — говорит Иван Воронков, начальник Центра профессионального развития и трудоустройства НИУ МГСУ, командир штаба студенческих строительных отрядов. — Наша вахта длится примерно 50 календарных дней. При графике 5/2 и 8-часовом рабочем дне зарплата составляет не менее 50 тысяч рублей. С 2015 года многие работодатели перевыполняли наши минимальные требования по оплате труда студентов, и зарплата получилась значительно выше».

Тех, кто поедет в стройотряд, в университете отбирают из желающих по ряду критериев: хорошая успеваемость, участие в акциях и волонтерских движениях, активность и инициативность. Конечно, есть требования и к здоровью, ведь работать часто приходится в непростых условиях. После отбора студентов готовят к практике, обучают специальным навыкам — они, например, получают квалификационные корочки бетонщиков или сварщиков.

Как студенты «заряжают» опытных строителей

В стройотряд вступают студенты 3–5-го курсов. Что мотивирует их провести летние каникулы на стройке? Ведь это тяжелая физическая работа.

Всё дело в том, что этот период становится чем-то большим, чем просто летняя практика. Проект со стройотрядами перерос в целое молодежное движение, основанное на взаимовыручке.

У молодых строителей свои правила, своя униформа, совместные вечера и свои внутренние праздники.

Полезная деятельность стройотрядов не ограничивается только работой, ребята стараются еще чем-нибудь помочь расположенным неподалеку от объекта населенным пунктам. Например, во время стройки Сахалинской ГРЭС студенты расчистили всеми забытый поселок Ильинское от грязи и мусора, сделали там футбольное поле и «заразили» местную молодежь любовью к спорту.

«Когда студенты приезжают на стройку, они видят усталых строителей, которые в перерывах между работой бесцельно сидят на лавках и ничего не хотят. Но молодая энергия, которую несут ребята, заряжает всех вокруг. Рабочие тоже начинают соревноваться в работе, поддерживать друг друга, завязываются по-настоящему классные дружеские отношения. Это что-то несвойственное нашему скупому на эмоции времени, но мне кажется, это очень правильная и честная история», — рассказывает Марина Балябина.

Результаты: что после стройотряда?

Польза от работы студентов для стройки очевидна. Но как это помогает первоначальной проблеме — нуждаемости компании в молодых инженерах-проектировщиках?

По убеждению руководства «Теплоэлектропроекта» (а именно там коллектив больше всего нуждался в омоложении), прежде чем стать высококвалифицированным инженером, необходимо пройти несколько строек и уметь делать всё своими руками.

Многие студенты-третьекурсники, приходящие в стройотряд, — как раз будущие инженеры. Бывает, после первой поездки они едут на следующую стройку, а потом изъявляют желание попасть на работу в компанию уже по своей инженерной специальности. Как правило, молодых специалистов берут на первые уровни ставки инженера.

После строительства Сахалинской ГРЭС-2 на работу в «ТЭК Мосэнерго» приняли 20 молодых специалистов, а еще сформировали хороший кадровый резерв на будущее.

Когда молодые люди приходят в проектный институт, они привносят новое видение процессов, понимание новых технологий. Благодаря этому складывается прекрасный симбиоз из опыта старожилов института и энергии молодых специалистов.